LifeSteps.ru
Главная / Достижения / Путешествия / Россия / Совершить автопутешествие из Владивостока в Новосибирск / Отчет nezabudka (Нина)

Совершить автопутешествие из Владивостока в Новосибирск

Автор: nezabudka (Нина)  Рейтинг: 262
Выполнено: 03.09.2004  Опубликовано: 28.12.2011
Интересность: очень рекомендую  Сложность: сложно

      Я родилась и выросла в Сибири, окончила  институт  в городе Новосибирске и по распределению попала во Владивосток. Здесь вышла замуж и  родила двоих сыновей. Но свою Родину не забываю.  Навещаю родных и родные места с мужем и сыновьями. Сначала летали на самолете, смотрели в иллюминатор на огромные просторы Дальнего Востока и Сибири и мечтали проехать все это расстояние на поезде, хотя было жаль времени, ведь ехать 4-5 суток. Но  в 1994 году все - таки,  купили  билеты на скорый Владивосток – Москва и осуществили свою мечту. Всей семьей  прокатились по Транс - Сибирской магистрали. Впечатлений море, завораживает красота сопок, гор, рек, лесов, но это все из окна вагона. Появилась новая мечта: проехать все это расстояние на машине.  Останавливаться там,  где хочется.  Любоваться закатами и встречать восходы солнца там,  где нам понравится. Искупаться в этих чудесных реках и озерах.  Мечту лелеяли 10 лет. И только в 2004 году, когда  открыли проезд  между  Сковородино и Читой, раньше часть  этой дороге автомашины преодолевали только  на платформе,  мы решились на такую аферу.   Муж все лето готовил наш микроавтобус, укреплял ходовую часть, днище, нам сказали, что местами дорога очень плохая, а я прочую подготовку. И вот  4 августа 2004 года в 06 часов местного времени мы выехали из Владивостока.  Команда: Муж, я и два сына, старший в этом году окончил  университет, имеет права водителя, будет подменять папу, и младший -  студент второго курса университета, водить машину может, но прав нет.   Запланированные развлечения в поездке:  музыка, книги -  целая библиотека, мальчишки большую часть дороги читали, кроссворды.  А я решила вести дневник, где фиксировать все интересное в нашем путешествии. Кроме того запаслись двумя атласами автомобильных дорог России и географическим атласом России.  План: на пути в Новосибирск,  длительных остановок не будем делать, а на обратном пути осуществим два больших мероприятия.

  1. Посетим  заповедник « Красноярские Столбы», где  я мечтала побывать со студенческих лет, и чем загорелся младший сын, он занимается в секции альпинизма и взял с собой альпийское снаряжение.
  2. На сутки  остановиться на берегу Байкала: мечта мужа и старшего сына порыбачить в Байкале, мечта всех искупаться, встретить восход солнца.

       И вот мы в пути. Настроение у всех приподнятое, легкая эйфория.  Погода чудесная. Проезжаем Приморский край, природа удивительная, но она нам хорошо знакомая.  Вот и преодолели первый участок пути. Дальше Хабаровский край и Еврейская  автономная область. Что запомнилось так  это название рек. Была и Чертовка и Чертов палец, вернее мосты и сухие русла. По всей видимости,  нечистая сила и их части тела проявляют себя в половодье и в дождливую погоду. Были и Первая Седьмая, Вторая Седьмая, Третья  Седьмая, похоже кто то считать умел только до семи. Хабаровск проезжаем по окраине, особо не впечатлил, но издалека увидели очень красивое огромное  зеленое с куполами  здание, решили на обратном пути узнать, что это и доехать до центра. Не может быть город таким незапоминающимся.  Зато Амур привел в восторг, широченная река с сильным течением, на глади которой суда кажутся маленькими игрушечными корабликами.  Действительно Амур-Батюшка. И мост - грандиозное сооружение, жаль на нем нельзя останавливаться.  Решили подъехать к реке и, если не искупаться, то хотя бы намочить руки на обратном пути. Пересекаем границу Еврейской области. На первую ночевку остановились на берегу чудесного озера в двадцати километрах от Биробиджана. Искупались, вода, как парное молоко, но комары – звери. Костер, ужин, любуемся закатом, слушаем игру на гитаре младшего сына. Ложимся спать, мужчины в палатке, я в машине,  любуюсь звездами, но не долго, проваливаюсь в сон. Утром проезжаем Биробиджан.  Город очень чистый, зеленый, красивый и очень дисциплинированные водители, даже если дорога свободна, едут со скорость. 40 км. час.  Это не Владивосток.

     Первое, что запомнилось в Амурской области эта река Бурея. Огромная, с сильнейшим течением и грязновато-серой водой. Судоходная. Подъезжаем. Желание мальчишек искупаться испаряется, как только увидели, что ветка,  брошенная в воду,  исчезла мгновенно. У берегов вода кипит и очень холодная.  За мостом огромная  Стела  «Москва-Владивосток». Стелла Москва-Владивосток

 В  лесах Амурской области преобладает лиственница, много шиповника, рябины, голубики, брусники.  Местами очень красиво, останавливаемся, любуемся, заходим в лес, набираем по букетику голубики и брусники и дорогой съедаем ягоду. Иногда проезжаем  мимо ранее выгоревших участков леса. Грустно и тоскливо.  Перед нами еще одна огромная река – Зея, широченная, плавно катит свои воды. Останавливаемся на берегу. Пока готовлю обед, мой муж, заядлый рыбак, и старший сын достают удочки и пытаются поймать рыбу.  Но или ее здесь нет, или у нее тихий час, или предложенное меню не понравилось (червей не нашли, ловили на кузнечиков), но рыбалка не удалась. Обидно. Обедаем,  моемся-купаемся в темпе, вода  желтого цвета и очень холодная, и дальше в путь. Зея

 Временами идет дождь. Дорога стала очень плохая, асфальта нет, сплошная тряска, но мальчишки умудряются читать, а я вести записи в дневнике. Темнеет, ищем место для ночевки. По карте видим впереди деревня Сиваки. Первый съезд с дороги в лес привел нас на кладбище. Как то нам рановато сюда.  Вторая попытка привела нас на свалку. Третья  дорога вывела нас  на чудесную поляну, заросшую клубникой. На поляне несколько не больших огородов огороженных жердями и обсаженных молодыми сосенками. Разбиваем лагерь. Чистейший воздух  наполнен  ароматами травы и леса.  Изредка в тишине слышатся звуки  каких то птиц. Очень красивый закат. Закат

И даже тучи комаров не могут испортить наше приподнятое настроение.  Усталость берет свое. Ложимся спать. Молю бога, что бы ни пришли любители полазить по чужим огородам или хозяева, которые могут нас не правильно понять. Ночь прошла спокойно. Утром все мокрое от росы. В багажнике раскидываем палатку, что бы высохла,  и дальше в путь.  Пошел дождь.  Временами нас обгоняют перегонщики машин: или колонны, или две три машины. Встречаются этажерки:  на грузовике- грузовик поменьше, а сверху маленькая легковая машина.  Дорога стала очень плохая. Асфальта практически нет, а впереди участок дороги, который только строится.   Вот мы и выехали на него. Стройка грандиозная. Вся дорога разбита на участки,  закрепленные за разными строительными компаниями. Строители работают круглые сутки и в любую погоду. Техника впечатляет: огромные экскаваторы, бульдозеры, машины, колеса которых выше нашего автобуса. Иногда проезжаем мимо экскаватора с поднятым ковшом такого размера, что раскройся он, и нас полностью  засыплет.  Мостов еще совсем нет,  реки объезжаем или по временным деревянным  мостам, или в объезд, иногда по 50 км от магистрали приходится отъезжать.  Временами подъезжаем к участкам, где дорога пробивается в скалах. И если после взрывных работ глыбы камней не позволяют проехать, объезжать приходится по скале, где сделана временная дорога. У меня фобия высоты, и такие объезды – пытка. Ехать приходилось по самому краю, а внизу гигантские трактора кажутся букашками. Дорога узкая и скользкая от дождя, иногда под колесами чувствуются пни от спиленных деревьев. Как же сложно здесь перегонщикам на маленьких машинах!!!  На одной из сопок пережила такой  страх, что потом  чуть не суток болела голова. Поняла, что на обратном пути я этот объезд не переживу. Даже внесла предложение этот участок бездорожья проехать на платформе по железной дороге. Вот так я смалодушничала. Мои мужчины,  конечно же,  отказались от такого варианта. Успокаивали.  Забегу вперед. На обратном пути, к моей великой радости здесь открыли проезд, правда,  ехать прошлось по огромным камням, но это мелочи.  О дороге: временами ехали по широченной, хорошо утрамбованной дороге со скорость 100 км/час.  Временами  лавировали между грудами камней, где очень многие перегонщики стояли с пробитыми шинами, ждали, когда им привезут отремонтированные колеса из шиномонтажки, одна запаска это ничто. Муж взял 4, поэтому мы не стояли.  Временами объезжали участки по такому бездорожью, что часами двигались со скорость 20-30 км/час.  Но поняли, что и эта скорость космическая для этой дороги, так как нас никто не обгоняет, а мы  обогнали колонну перегонщиков из семи машин.  Вторые сутки  идет дождь.   Эйфории давно нет. Устали, не выспались. Только в три часа ночи нашли место для стоянки, бывшая площадка строителей. А так всю дорогу вдоль магистрали скалы, сопки или болота. Пейзаж временами угнетающий, а временами такая красота, даже не смотря на дождь,  не налюбоваться.  Особенно когда  едем через перевалы, внизу  море тумана, а над ним верхушки сопок, покрытые лесом. ФОТО

На четвертый  день к вечеру выезжаем на асфальт. Ура мы победили, проехали самый страшный участок дороги, вернее 1275 км бездорожья,  за 2,5 суток. Общий пробег 2938 км.   До Читы 138 км.  Дождь прекратился, все вокруг, чистое,  яркое, красивое. Природа  удивительная:  холмистая местность сменяется равнинами,  и опять холмистая. Леса то подходят к самой дороге, то расступаются и дают полюбоваться  зелеными  полями, за которыми возвышаются сопки или холмы покрытые лесом.  ФОТО

 Дорога сухая и свободная.  Прямо перед нами огромный диск солнца катится к горизонту. Нужно думать о ночевке.  И вдруг хлынул ливень, такой сильный слепой дождь. Яркое солнце перед нами,  а по стеклу потоки воды,  с которыми не справляются дворники. Асфальт мгновенно залило водой. Минут через десять дождь прекратился, открываем окна, вокруг  такая красота, удивительно чистый воздух, и завершает все это радуга, которая как яркое разноцветное коромысло весит на нашем автобусе сзади.  

    Не доезжая км. 50 до Читы, увидели небольшую речку. Сворачиваем и въезжаем в райский уголок: небольшая полянка на берегу речушки, а вокруг лиственницы и березы. Время  10-30 вечера.  Воздух прохладный, чистый и какой - то  звенящий. Даже комаров нет.  Разбиваем лагерь: костер, ужин, гитара и не хочется ложиться. Мы как в сказке. Ночное небо усеяно яркими, крупными звездами, оно как шатер  легло на макушки огромных деревьев и от него глаз не оторвать. В тишине слышны  потрескивание костра, журчание речушки и шелест листвы.  Усталости как небывало. Все пришли к выводу, что один этот вечер окупает все наши трудности, ради одной этой ночи, стоило проехать весь этот путь.  Благодарим нашу машину, что выдержала эту дорогу, хотя несколько раз менял муж резинки на амортизаторах.  Утром проезжаем мимо Читы, она в 12 км в сторону от магистрали.  Потеплело. Останавливаемся возле небольшой речки, мужчины моют машину, а я гуляю по поляне заросшей  травой и красивыми полевыми цветами.  Самим купаться еще холодно.

    Если в Амурской области,  вблизи от дороги, было очень мало  населенных пунктов, то в Читинской области их много, но движение на дорогах не такое интенсивное, как в Приморье.  Некоторые деревни навевают грусть, когда видишь заброшенные, полуразваленные корпуса ферм и парников. Долго едем вдоль реки Интоф.  Она не очень большая, но спокойная и очень красивая. Река то удаляется от дороги, то снова приближается.  Проехали деревню, дома которой расположились под огромными соснами, так красиво, это оказался  Абатурский сосновый  бор.  Проехали мимо  большого участка, засаженного сосенками, в будущем это будет прекрасный рукотворный сосновый бор.  А вот каскад красивейших озер, на берегах которых расположилась деревня Танка. Да разве все опишешь. После обеда подъехали к реке Блудная, уже тепло. Накупались сами,  вода очень холодная. Решили, что сегодня доедем до Улан-Удэ. Погода чудесная, дорога вся в выбоинах, асфальтом это трудно назвать, но по сравнению с тем, что мы проехали  - это паркет. За рулем старший сын, я рядом, папа дремлет на заднем сиденье, младший читает.  Вдруг машину резко подбрасывает и заносит. «Тормози», кричит муж. Выбегаем из машины. Предположение мужа – полетела шаровая опора. Но оказалось другое: переломился  торсион. Я первый раз о нем слышу. Это передний амортизатор. До Улан-Удэ 300 км. В ближайшей деревне,  40 км, наверняка нет таких запчастей на японскую машину. Связи нет, сотовый телефон не работает. Изредка проезжают машины, нам никто помочь не может, да и не все останавливаются. Нужно отдать должное мужу, его самообладанию.  Мне с ним в этом отношении всегда спокойно.  Пытается поехать. При низкой скорости трения сильного об ось нет. Решили ехать. За  десять часов доехали до Улан-Удэ.  5 часов утра. До семи отдыхаем сидя в машине.  К 9 часам находим в городе мастерскую. У них торсиона нет, но встретился удивительный человек автомеханик.  Он взялся нам помочь найти эту деталь. Муж с ним, на его машине, поехал по городу, а мы с сыновьями поехали в центр, посмотреть город. Погуляли по центральным улицам и площадям. Город  очень чистый, зеленый, красивый, с широкими улицами и,  в основном,  с невысокими зданиями. Очень приветливые и доброжелательные жители города.  Зашли в геологический музей. Очень интересно посмотреть на драгоценные камни до обработки и после обработки. Увидели почти все полудрагоценные камни, используемые в  ювелирных украшениях, в их первозданном виде. Посмотрели на  слитки золота, в какой форме оно добывается. Не понятна золотая лихорадка, о которой пишут в книгах.   Приходим в автомастерскую. Новость плохая, в городе и в пригороде таких запчастей нет. Ведь торсионы практически не ломаются.  Через справочное бюро, узнаем номера телефонов всех магазинов автозапчастей в Иркутске и обзваниваем. Когда надежда почти иссякла, нам ответили, что есть. Просим оставить для нас, узнаем адрес, и муж садится на поезд и поехал в Иркутск. Завтра к вечеру должен вернуться.  Мы ночуем в гостинице, утром решили узнать, какие достопримечательности в городе стоит посмотреть. Да не бывает, худа  без добра. Мы за день столько  всего интересного посмотрели. Очень понравился  храм Будды на Лысой горе, где впервые в России установлена шестиметровая бронзовая, покрытая золотом статуя Будды  Статуя БуддыЖеня на фоне статуи кажется лилипутом.

Познавательным было посещение восьми ступ Будды, символизирующих  ступени его жизни. Ступы Будды

 В  восторге от этнографического музея народов Забайкалья. Это один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Там представлены летние и зимние чумы с эвенской утварью,Летний чум

войлочные и деревянные юрты с полной обстановкой, такое впечатление, как будто хозяева только что куда- то вышли. Юрты

 Усадьбы бурятов,  экспозиция из домов старообрядцев со всеми надворными застройками Резные ворота

 Зашли в  храм,  в котором  увидели удивительный иконостас.

Посетили дворянское поместье,  в комнатах которого находятся камин, рояль, мебель покрытая бархатом, спальня, с шикарной старинной кроватью и многое,  многое  другое.

  К вечеру,  мы уставшие, но очень довольные,  приезжаем в автомастерскую, муж привез торсион не только правый, который сломался, но и, на всякий случай, левый.  В девять часов вечера машина готова. Благодарим автомеханика и в путь. На следующий день  должны подъехать к Байкалу.   Дорога очень извилистая, она то - серпантином поднимается в гору, то ныряет с сопки на сопку. А вокруг очень красивый лес, много кедра и рябины.  Возле  деревень постоянно продают чернику.  Покупаем, едим, очень вкусная ягода. Смеемся друг над другом, над нашими черными губами.

     Выезжаем на очередной поворот и перед нами открывается удивительный  Байкал. Заехали на станцию Слюдянка, купили знаменитый байкальский омуль горячего копчения, чтобы пообедать, и холодного – угостить друзей и родственников. 

      И вот мы на берегу Байкала обедаем и любуемся этим чудесным морем. Нас, живущих и часто путешествующих по заливам и бухтам Японского моря, не удивить огромными водными просторами, но Байкал нас очаровал. Моем руки, фотографируемся и в путь.

 «Байкал мы погостим на твоем берегу через пару недель!!!»  Поднимаемся вверх на перевал, горы Восточных Саян гигантские, а на их вершинах отдыхают облака и тучи.  Останавливаемся на видовой площадке, вид – дух захватывает: Прямо перед нами внизу зеленое море, а за ним огромный Байкал.

         Далее проезжаем Иркутск, который нам особо не запомнился.  Красноярск проехали по окраине, на обратном пути проедем по центру и заедем в заповедник. Енисей огромный, впечатляет, но  меньше Амура. От Кемерово мы в восторге. Такой красивый, чистый и зеленый город с рябиновыми аллеями. Запомнились экологически чистые  автобусе на газовом топливе. Их в городе много. Хочется отметить дороги Кемеровской области, таких отличных дорог больше нигде нет.  О рябине отдельно. В Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях много рябины. В августе она уже вызрела и эти деревья с резными листьями и красными или оранжевыми  зонтиками удивительно украшают городские улицы и лесные массивы. И вот мы в Новосибирске, почти у цели. Почти, потому что наша окончательная цель – маленькая деревушка на берегу реки Омь, на слиянии которой с Иртышом стоит город Омск. Эта деревушка и есть моя малая Родина. До нее еще километров 400 в сторону Омска. В Новосибирске родственники и друзья студенческих лет. Все встречи планируем на обратном пути. Здесь ночуем и в путь. За Новосибирском нас удивило озеро,  на водной глади которого расположено летнее кафе  с соломенной крышей и плетеными креслами и площадкой для отдыха. На его берегу,  рыбаки ловят карасей и отдают в кафе. Посетители угощаются парной рыбкой.

      И вот я в самом удивительном  уголке Земного шара: в березовой роще на берегу Оми,  рядом с моей деревней.  В Роще

 Чудесная,  чистая, красивая роща,  светлая от белоствольных берез, тенистая от их кучерявых крон. Роща 

Воздух наполнен ароматом полевых цветов, белых грибов, рядом протекающей реки. Картина моего детства: на окраине рощи поляны покрытие небесно-голубыми незабудками. Я лежу среди этой лазури и смотрю на огромное голубое небо, по которому плывут легкие облака. И уже  не понятно,  лежу ли я среди голубых  незабудок, или плыву среди облаков по голубому небу. Это была сказка. Жаль незабудки уже отцвели, да и часть полян заросла молодыми  березками. Но все равно,  я в сказке опять.  Как один день пролетела неделя с родным братом и его  семьей.  И вот  мы двинулись в обратный путь.

     Новосибирск, встреча с родственниками, поездка с ними в мой любимый Академгородок, где дома и корпуса институтов расположены в сосновом бору, где очень  много белок, которых можно покормить с рук. Шашлыки на берегу Обского моря. Прохладно, температура градусов 15, прошел град. Но наши сыновья не могут не искупаться в Обском море, Обское море 

а муж порыбачить.  Все получили то, что хотели. И еще одно удивительное событие,  о котором не могу не написать: встреча с однокурсниками. Мы все «немного повзрослели», ведь прошло 28 лет после выпускного вечера. И мои Новосибирские друзья решили организовать не просто встречу, как при каждом моем приезде, а встречу со своими семьями.  Все пришли со своими половинками и с детьми. Познакомили друг друга с «результатами своей жизнедеятельности». Новосибирская земля богата на невест, а приморская на женихов.  Пока у старшего поколения разговоры, шутки, воспоминания, молодежь уехала кататься по городу на нашем автобусе.

  Наконец мы, переполненные  впечатлениями,  двинулись  на Восток, в сторону дома. Впереди новые  радости и трудности.  Жаль  только не сходи в Новосибирский театр оперы и балета, он был на гастролях.

         Перед  Красноярском  решили остановиться на ночевку. Утром въезжаем в город. У гаишников узнаем, что чтобы попасть в Заповедник  «Столбы», нужно пересечь весь город. Нам это понравилось, заодно и город посмотрим.  Город чудесный, с широкими проспектами, с красивыми площадями, много фонтанов,  зелени, всевозможных цветочных клумб, очень много старинных зданий, скульптур, скульптурных композиций. Много зданий окрашены в светлые тона: абрикосовые, персиковые, бежевые, салатные и др.  Город очень чистый,  светлый. Описывать его можно очень долго. Наш вывод: если бы решили уехать из Владивостока, то свой выбор остановили бы на Красноярске. Выехав из города в сторону  Дивногорска, мы проехали мимо поворота в Заповедник. И опять «не бывает,   худа, без добра». На обратном пути увидели указатель на Слизневскую смотровую площадку. Заехали. Площадка  находится  в 20 км. от Красноярска на Слизневском утесе на высоте 300 метров.  На первой площадке открылся   вид на могучий Енисей и на его окрестности. Перед нами панорама – дух захватывает: огромная река со множеством больших и малых судов, окруженная  зелеными сопками и все это залито солнечным светом.  

На второй площадке  установлен 4-х метровый и 300кг Енисейский осетр,  отлитый из металла,  и мраморная книга о времени жить и умирать, о времени разбрасывать камни и собирать….  

Это площадка открыта в 2004 году в память о Красноярском писателе Астафьеве.  Мы такие счастливые, что проехали мимо Заповедника, что поехали в путешествие не годом раньше, когда этой площадки еще не было, а именно в 2004 году, и увидели все это. Кстати храм Будде в Улан-Удэ тоже был открыт в 2004 году, незадолго до нашего посещения .  И вот мы заехали на кордон, въезд в заповедник «Столбы». К нашему разочарованию проезд  на машине в сам заповедник  запрещен. Машины все оставляют здесь, а от  кордона до самого заповедника нужно идти пешком вверх в горы не менее 4-х км. В Заповеднике более ста столбов, за день можно обойти не более 10, на что уходит не менее 5 часов. Я поняла, что столько пройти, тем более в гору, не смогу, проблемы с ногами. Сотрудник кордона, глядя на наши несчастные лица, сжалился над нами и предложил на своей машине подвезти нас к заповеднику за 400 рублей. Нашему счастью не было предела.  И вот к нам подкатывает шикарный лимузин марки «Запорожец», с  трудом, со смехом втискиваемся в него и поехали. Дорога очень узкая, местами круто поднимается вверх. Обгоняем группы туристов,  семьи с детьми, одиночных туристов, иностранцев с гидами.  Водитель оказался очень разговорчивым и влюбленным в свой город и заповедник. От него мы узнали много интересного о людях, природе и жизни Красноярского края. Местные жители называют заповедник фабрикой кислорода и фабрикой здоровья.  И вот мы в заповеднике. Теперь  вкратце о нем. Заповедник «Столбы» это разбросанные среди живописной горной тайги северо-западных отрог Восточных Саян, огромные, вздымающиеся вверх,  скалы. Под воздействием ветра, воды и колебания температур за миллионы лет эти скалы приобрели причудливые    формы. Высота  скал  колеблется от 40 до 150 метров.   Почти все имеют названия, которые соответствуют их внешнему виду: «Баба», «Внучка», «Дед», «Перья», «Львиные ворота» и пр. Кроме того есть «1-й столб», «2-й столб» и другие.  Здесь перечислены скалы, возле которых мы были.  На эти столбы,  сколько смогли,  взбирались наши сыновья, где я потратила много нервов, со страхом глядя не только на своих «скалолазов», но и на настоящих альпинистов, которые без страховки лезли по  отвесным  скалам.  Можно много и долго писать о том восторге и тех восхищениях, которые мы испытали, когда  после очередного спуска  или подъема, среди вековых кедров и пихт и перед тобой открывается очередной, необычно формы столб. Мы идем по маршруту, который чаще всего посещается туристами, и на котором оголены корни деревьев  миллионами прошедших здесь  ног. Хочу остановиться на одном эпизоде.  Подходим к скале «Дед», Он самый низкий и самый доступный для туристов.  Мальчишки быстро взбираются на него,  и слышим крики восторга. Папа не выдерживает, тоже лезет к ним. Возглас восхищения и слова, что и мне необходимо это увидеть.  Каким образом, с помощью моих мужчин, я туда забралась, лучше не видеть никому (кто - то втягивает на очередной выступ за руку, кто-то подталкивает сзади)  Забралась, возможно,  на половину скалы  или чуть выше,  стою на полусогнутых  дрожащих ногах (ведь у меня фобия высоты), оглядываюсь вокруг и онемела  от вида открывшейся панорамы. Прямо перед нами крутой, заросший лесом, обрыв вниз к реке.  А вокруг горы, горы, горы.  Лес, лес, лес, кое  где тронутый осенними красками.   Жаль, что я ни художник и ни поэт, чтобы описать то, что увидела. 

На столбе  «Перья»   табличка: «Скала его не погубила, скала его к себе взяла», похожая табличка на «2-м столбе».  Этот заповедник «Школа скалолазания», которая взрастила многих знаменитых альпинистов, и которая  у некоторых забрала жизнь.  Столб «Львиные ворота» Ну как же умудрилось это деревце там вырасти?  .

 Не заметили, как пролетело  5 часов нашей прогулки по заповеднику. Идем вниз к машине. Уставшие и голодные. Мы ведь не знали, что там даже перекусить  нигде ничего  не купишь, только на входе в киоске вода и соки. Но зато переполненные  впечатлениями.  Младший не выдерживает наших темпов спуска, берет у папы ключ от машины и бежит вниз, говорит, что почитает, пока мы подойдем.  Не доходя километра полтора до кордона, видим,  едет наш автобус.  За рулем Женя, рядом инспектор с кордона, который спрашивает меня, что правда ли мне плохо,  и я не могу идти.  Пришлось подтвердить. Сама не знаю ругать сына или хвалить, ведь у него нет прав водительских, а здесь такая дорога. Села в автобус, вытянула ноги и поняла, только хвалить и благодарить. Хотя  у сына  это не только забота о маме, но и гордость, что он  смог проехать по такой дороге.  Еще раз проехали по Красноярску, полюбовались его прекрасными улицами, зданиями, фонтанами, поблагодарили за те впечатления, которые здесь получили и выехали за город. На берегу Енисея пообедали, вернее уже поужинали, и дальше в путь.  Всем, кто прочитает мое повествование, я и сотой доли не рассказала об этом восьмом чуде света -  заповеднике «Столбы». Если есть возможность – посетите, не пожалеете, если нет, то почитайте  об этом чудесном уголке нашей Родины, хотя бы в интернет.   

        Перед Тайшетом (граница Красноярского края) ночуем в лесу на чудесной полянке. Ночью пошел дождь. Два следующих дня – дождь. Дорога в Иркутской области вся в выбоинах, залитых водой, средняя скорость машины 40 км. час. Подъезжаем к Байкалу, дождь льет как из ведра, повсюду огромные лужи, на море шторм. Очень холодно. С трудом нашли место у подножья сопки, где можно поставить палатку на ночь. Надеемся завтра,  погода улучшится,  и мы сможем подъехать к Байкалу.  Надежды не оправдались, на  следующий день  погода не улучшилась.  Наша палатка оказалась в луже. Все мокрое.  По прогнозам погоды в ближайшие три дня прекращения дождя не ожидается.   Второе мероприятия нашей поездки мы осуществить не смогли.  Обидно до слез.  Но времени ждать,  когда погода улучшится,  у нас нет.  Последний раз смотрим на  огромные  свинцовые, с белыми барашками,  волны  Байкала  из окон автобуса и двигаемся в путь. Настроение подавленное.  В автобусе, как можем, развешиваем и раскладываем  сушиться палатку и постель. Весь следующий день дождь. Заезжаем в Улан-Удэ, благодарим автомеханика, ремонтировавшего нашу машину,  бутылкой хорошей водки, купленной для этого в Новосибирске. Едем в сторону Читы.  На ночевку решили не останавливаться, повсюду лужи воды. Муж и старший сын по очереди ведут машину и спят на переднем сиденье сидя. Я улеглась на сиденье сзади, а младший сын на вещах и запасных колесах  по диагонали (его рост 185) в багажнике, прикрыв сверху голову подушкой, чтобы не ударятся ею о крышу машины на ухабах. Ночью проехали мимо Читы. Четвертые сутки дождь, холод. Все сырое, очень хочется помыться. Принимаем решение остановиться  в Чернышевске, помыться в бане, отдохнуть. В Чернышевске баня оказалась на ремонте, дали адрес  сауны. Сауна закрылась на реставрацию.  Едем дальше, настроение ниже нуля. К вечеру дождь уменьшился, временами совсем прекращается. Ищем место для лагеря, хочется выспаться в палатке.  Попытки свернуть с магистрали в сторону  успехом не увенчались, все дороги топкие, чуть не застряли.  Наконец нашли песчаную дорогу,  ведущую в лес.  Упираемся в горную речушку, когда то через нее был мост, а сейчас  здесь тупик.  Дождь прекратился, на небе рваные тучи. Прямо на дороге ставим лагерь:  у каждого свои обязанности: за старшим сыном -  костер, папа с младшим натягивают тент от машины к деревьям на обочине дороги, ставят палатку, я готовлю ужин. Под палатку уложили ветки пихты, спать будет мягко.  Температура воздуха 10-12 градусов. Решили устроить банный день. На костре греем воду. За машиной постелили резиновый коврик, два стульчика и два ведра с водой. Кастрюля для подогрева воды не большая, поэтому для мытья теплая вода, ополаскиваться  прохладной. Пока готовлю ужин, мужчины по очереди моются.  Слышу из-за машины визг и вопли, какие же они у меня неженки, смеюсь над ними. Моя очередь купаться.  Вода, оказывается,  остывает мгновенно. Мужчины слушают мои взвизгивания и смеются.  Надеваю чистое белье и,  состояние блаженства. Садимся ужинать. На небе,   в окнах между рваными тучами,  светит луна и звезды. Настроение у всех прекрасное. Ужин изысканный, вкуснее  мы никогда не ели (сайровый суп и салат из огурцов и помидор). Что бы ни простыть, решили выпить водочки.  Сидим под тентом за столиком, любуемся пейзажем. И вдруг хлынул  сильный дождь. На небе, свободном от туч, звезды, все залито лунным светом и, дождь. Зрелище -  завораживающие.  С неба на землю опускались серебряные нити. Не знаю,  есть ли понятие слепой дождь ночью.  Но это был слепой дождь, который очень быстро закончился.  Поужинали, а спать не хочется. Сыновья у костра, слышны звуки гитары, мы с мужем гуляем  по песчаной дороге. Любуемся залитыми лунным светом сопками, на которых очень четко видны тени от деревьев и кустов, слушаем тишину, смотрим на наших взрослых сыновей,  и нас переполняет чувство счастья и восторга.  Нам всем так хорошо в этом неизвестном краю,  за  тысячи километров от моей Родины и в тысячи километрах  от нашего родного дома.  Утром просыпаемся, на пластиковом столике лед. Возмущения мальчишек:  «Ну что это за август!», ведь во Владивостоке это самый теплый месяц.     Пасмурно, опять начинается дождь.   Забираем с собой ветки  пихты и сухие дрова. Неизвестно, что нам природа дальше преподнесет. А дальше был участок вновь строящейся дороги, где на протяжении трех недель лил дождь. И те, хорошо утрамбованные,  участки дороги, которые мы проезжали со скоростью 100 км в час на пути в Новосибирск, сейчас мы преодолевали со скорость 20-30 км. Тряска такая, что временами слышу,  муж шепчет «ну миленькая  только выдержи». Это он машине.  Как то побили все рекорды по пробегу, за 18 часов преодолели 230 км. Речки, которые переезжали вброд, превратились в бурные реки. Перед одной из таких рек стояли 3 часа.   На переправе была задействована строительная техника. Гигантские самосвалы сбрасывали в потоки воды огромные камни, такие же гигантские  трактора  гусеницами дробили их и утрамбовывали.  Успевали переехать 3-4 машины или сами, или их трактор-каток перетаскивал, разумеется,  за деньги,  пока потоки воды не смывали это все в пропасть. И снова самосвалы, камни трактора и так три часа, пока дошла наша очередь. Машины в основном шли из Владивостока, перегонщики.  На Восток нас было мало.  На микроавтобусе -  семья из Партизанска  Приморского края, они были на Байкале, и на жигулях -  семья из Благовещенска, были  в Кемерово. Жигуленок постоянно нас обгонял,  но подъехав к очередной речушке, дожидался, когда мы проедем ее, и только потом сам переезжал. А мы дожидались,  когда он переедет, что бы помочь, если застрянет, и двигались дальше.  Микроавтобус  тоже старался от нас не уезжать, у них всего одна запаска, а колеса он пробивал чаще нас. Мы давали свою  запаску, ехали до шиномонтажки, он ремонтировал  свои колеса и возвращал нам наше.  Так с приключениями, мы проехали еще двое суток. Ведь все не опишешь. Нашей радости не было предела, когда выехали на асфальт. И дождь прекратился. На душе полный праздник.  Что еще нас поразило, так это участок дороги за поселком Свободный,   где за несколько часов пред нашим проездом прошел смерч. Деревья  по обе стороны дороги были или сломаны или выворочены с корнями на площади 30х30.

 Листья на деревьях были еще не завядшие и на сломах сок. Хочется верить, что машин в это время здесь на дороге не было.  И вот 3 сентября 2004 года в 20-47 мы подъехали к Расторальной  колонне в  пригороде Владивостока. Въехали в город, температура 18 градусов, тепло. Постояли в пробке, мы от этого уже отвыкли.  В 21-46 мы возле дома. Ура,  мы удачно закончили наше путешествие.  В поездке ровно месяц. Дорога заняла 10 дней в сторону моей Родины, 10 дней обратно. По спидометру наш пробег   больше 13 тысяч километров. Море впечатлений от увиденного, мы лучше узнали друг друга, много общались, спорили о литературе, о музыке, вкусы у нас с детьми очень разные, об образовании, о наших ценностях и пр. Мой дневник, тетрадь 96 листов. Он останется у меня на всю жизнь, как память. Жаль,  не было цифрового  фотоаппарата  и камеры. Но остались фото с фотоаппарата кодак.  Размещенные здесь фото не очень хорошего качества, я их переснимала с фотографий. Сейчас заканчивается 2011 год. Дорога Хабаровск  - Чита сдана в эксплуатацию, по ней проехал Путин. Так что если кому то захочется совершить подобное путешествие, оно в любом случае будет намного легче. И это расстояние можно преодолеть за 6-7 дней. Но впечатлений будет не меньше, чем от посещения какой-нибудь экзотической страны. Удачи всем!!!!

Проголосуйте, если отчет показался Вам интересным, полезным и достоверным!
 


Поделиться ссылкой:


Подпишитесь на наши новости
twitter rss